APIA-WORLD

Разгадывая тайну

20 августа 2016

Разгадывая тайну


   Распечатать на принтере Распечатать на принтере

Лариса Мангупли, спецкор APIA в Израиле

Тайна мироздания, тайна мысли, чувств, природы… Всё непознанное, неявное, неоткрытое, но, возможно, таящееся в нашем подсознании, – загадочно и непонятно. И как распознать то, что уже зародилось где-то в глубинах души, и ты только инстинктивно чувствуешь это? Физики, математики, биологи могли бы это объяснить с помощью вполне земных законов, формул и теорий. А поэт? Наверное, тоже может, если чувства его способны вибрировать на тонкой грани «соединенья небес и земли». Что ведёт его по жизни? Может быть, «вечный чёртик», которого воображение рисует в облаках, «всему назло подталкивает в путь»?

Разгадывая тайну, автор книги стихов «Танец мотыльков» Ирина Явчуновская вводит нас в свой пульсирующий мир осторожно, надеясь на понимание: «Наши маленькие ненастья/ Спрячем в маленькие стихи./ Наши радости, наши страсти/ Замуруем в тисках строки». И это как раз тот случай, когда словам тесно, а мыслям просторно. Эти мысли «бегут» от страницы к странице, и мы готовы следовать за ними, потому что они так созвучны нашим мыслям и чувствам. Автор книги сравнивает нашу жизнь с танцем мотыльков. Грустными стихами, наполненными философским звучанием, открывается сборник: «Только намёк, только рывок/ В листьев прохладных сень./ Вот и прошла жизнь, мотылёк,/ Жизнь, что длиною в день». И в завершении книги – снова стихотворение о мотыльках. Оно как бы подводит итог размышлениям Ирины о жизни отдельно взятого человека и о жизни планеты: «Несётся время-колесница,/ – Но под колёсами веков/ всё не умрёт, покуда длится/ Беспечный танец мотыльков».

Миг, час, день, год… У времени свои законы: «Миг это срок / Воды в песок./ Молниидни,/ С нами они./ И не смотри/ В календари./ Дни и года / В землю вода./ Скроется год./ В мыслях мелькнёт:/ Ах, ерунда,/ Что нам года»! Расслабились. Но поэт предупреждает: «Только в седле/ Крепко держись!/ Пусть по земле/ Стелется жизнь». Собрались с мыслями – быстрей за дело, ведь дорог каждый миг. Не упустить бы мысль, пробившуюся сквозь сон и разбудившую тебя, чтобы записать её на листке, оставленном с вечера на прикроватной тумбочке. Уловить бы момент, когда « три сестры сновидений тайна, мечта и весна в платьях поблекших осенних скрыты за шторами сна». Упустишь момент – и не сможешь потом «их в уголке одиноком грустной души отыскать».

Чувствительная, ранимая, остро воспринимающая даже мелкую обиду, душа поэта. Не будь она такой, не рождались бы стихи, раскрывающие чувства, близкие каждому из нас. Жизнь устроена так, что в ней присутствует всё: зависть и доброта, правда и ложь, сочувствие и лицемерие… Ирина всё это пытается передать. Мы все – дети природы, дети мироздания не меньше, чем деревья и звёзды. И, видимо, всё, что происходит не только в нашей жизни, но и в природе, влияет на нас. Вот «Угрюмый февраль». Поэт ведёт с ним мысленный диалог: «Продрогший февраль, зря сеешь печаль!/ Морочишь нас до поры./ Твой век не велик, ты скатишься вмиг снежком с ледяной горы./ Угрюмый февраль мудрец или враль, не выкрадешь неба синь./ Развей же обман! Белёсый туман, как створки окна, раздвинь». И как будто бы кто-то невидимый, услышавший поэта, раздвигает эти створки и говорит: «Всё проходит, и всё не в счёт./ Не заманит в цветные сети/ Чёрно-белая «правдаложь»…/ Но страшнее всего на свете/ Жить, когда ничего не ждёшь». И ты стряхиваешь с себя уныние, а душа вновь готова трудиться: «В преддверии праздника в воздухе зыбком/ Играет надежда на маленькой скрипке»…

Но как переменчиво наше настроение! И как хорошо понимаем мы поэта, постоянно находящегося в конфликте с самим собой и пытающегося, наконец, «окончить с собою спор». И, наверное, когда вечером, удобно устроившись в кресле и включив настольную лампу, мы открываем томик стихов, настраиваемся на некую волну, на тайну, которую тоже хотим разгадать и разобраться в самих себе. А поэты остаются в своих стихах. Мы читаем эти стихи и всякий раз убеждаемся, что каким бы неоднозначным и сложным ни был наш мир, нам всеми силами надо стараться уберечь его.

А как ты сама считаешь?спрашиваю я Ирину.

Тайны бытия человечеству разгадать до сих пор до конца не удалось. А я тем более не ставлю перед собой такую высокую задачу, просто пытаюсь выразить отношение к миру, к людям, к жизни. Стараюсь быть честной и с самой собой, и с теми, кто, надеюсь, читает эту книгу.

В одном из своих стихотворений ты написала: «А я давно не ваша муза». Если не секрет, скажи, кому было это адресовано?

Это шутливое стихотворение. Его не нужно воспринимать всерьёз. Адресовано одному человеку. С ним у меня были разногласия, но мы по-прежнему дружны. Часто, когда пишешь, отталкиваешься от чего-то конкретного. И хорошо, если удаётся зацепить читателя, а если его мысли и чувства совпадают с твоими, значит, ты попал в точку.

Одно из твоих стихотворений заканчивается строкой: «Всё, как всегда,/ Но я другая…» В том смысле, что «теперь другая». А какая?

Всё, что с нами происходит, откладывает на нас определённый отпечаток. Из опыта мы извлекаем жизненные уроки, переосмысливаем прошлое и, наверное, как-то меняемся. Хотя не думаю, что в корне человек может сильно измениться.

В твоей книге собраны стихи разных лет, в том числе и о войнах в нашей стране.

Вряд ли сейчас кто-то может оставаться равнодушным к тому, что на самом деле происходит в мире. Стихи, которые я включила в эту книгу, – о жизни во всех её проявлениях. А это и личное, и то, что нас окружает, – всё, что тревожит и волнует.

Знаю, что в 2014 году ты принимала участие в Московской Международной книжной ярмарке, были представлены твой поэтический сборник «Танец мотыльков» и книга «Оптические манёвры в окрестностях Холокоста», посвящённая жизни легендарного человека – охотника за нацистами Симона Визенталя. К этой книге ты имеешь прямое отношение

Книга о Симоне Визентале позже была дополнена и вышла во второй раз под названием «Одинокий сторож на еврейском кладбище». Симон Визенталь – действительно легендарная личность. Сам он был узником тринадцати лагерей смерти, чудом спасся. После войны, оставив свою профессию архитектора, занялся поиском нацистских преступников. Этой опасной, тяжёлой и скрупулёзной работе он посвятил всю свою жизнь. Часто натыкался на стену равнодушия и враждебности чиновников и даже на нежелание своих соплеменников возвращаться к тяжёлым воспоминаниям и ворошить прошлое. Иногда его попытки напасть на след и справедливо наказать нацистов, виновных в гибели миллионов людей, заканчивались провалом. Он наживал себе врагов. Но ничто не могло остановить его поиск, благодаря которому на скамье подсудимых оказались крупные нацистские главари. Например, такие, как Штангль и Эйхман. Леонид Финкель провёл огромную поисковую работу. Я перевела с английского главы из автобиографической книги Симона Визенталя «Справедливость, а не месть». В ней он не только подробно рассказывает о работе созданного им Центра документации, но и делится своими мыслями о катастрофе, геноциде, о том, как идеологическая пропаганда может затуманить мозги самых обычных, на первый взгляд, законопослушных людей и превратить их в массу зверей, способных уничтожать себе подобных. О характере этого человека, об отношениях с любящей и любимой женой, о повседневной, полной опасностей, жизни семьи Симона Визенталя нам охотно и подробно рассказала его дочь Паулина. Мы беседовали с ней в её доме, в Герцлии. В этой же книге Леонид Финкель поделился собственными воспоминаниями о военном детстве, а я – о том, что пришлось пережить моим родителям в те страшные годы нацизма.





Время размещения: Суббота, августа 20, 2016 в 11:58 дп и оно содержится в разделах 2016, Авторы, ВОКРУГ СВЕТА С АПИА, Новости офиса АПИА. Вы можете получать сообщения о комментариях, подписавшись на RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий внизу страницы. К сожалению, пинг сейчас недоступен.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

  • Видео

  • География посещений



  • free counters
    Locations of visitors to this page
  • Реклама

  •  


  

Все права защищены  © 2010 - ...

APIA-World

Работает на WordPress. Прокачка темы издатель познавательного журнала "Детки-74" Tulip Time.